Творчество как предмет исследования в психологии и педагогике.

«Творить (или творчество, креативность): создавать нечто от ничто его самого; найти положительное решение, не вытекающее из предпосылок существующей логики; достичь результат, не предусматриваемого известной причинностью; обнаружить прогрессивные следствия неизведанных возможностей; уточнить новизну следствий, входящих в новизну причин!»1.

Творчество, по словам многих ученых (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин, и т.д.) – это созидание нового и прекрасного, оно порождает материальные и духовные ценности. Благодаря определенным способностям, мотивам, знаниям, умениям создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Творческий процесс вызывает у нас радостные эмоции, без которых нет, и не может быть потребности поиска.

Как объект исследований, творчество представляет интерес для таких наук как – философия, психология, социология и др. Так же один из важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка2.

Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её «необходимое, существенное, неотъемлемое свойство». Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.

Творчество – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин.

Профессор А. Менегетти пишет, что творить означает: «дать начало протеканию», «положить начало событию». Затем начальная причина порождает процесс следствий.

Обобщая, творить означает: «выработать нечто с эффективной новизной эстетики или функции»3. Изначально слово творить относилось исключительно к Богу. Оно означает «порождать нечто новое из ничего», и способным на это является только Высшее Бытие, или Бог. Впоследствии аналогичным, но не похожим образом, способны продолжать творение великие люди, воплощающие жизнь по образу и подобию Творца4.

Так в русской философии ХХ века (Н.А. Бердяев) сложилось представление о том, что Бог создал человека для диалога, который ведется на протяжении всей истории человечества. Ответом Богу и является творчество5. В традиции отечественной психологии смысл творчества – в его социальной природе, и только служение людям определяет смысл творческой деятельности. Русская традиция в понимании творческого процесса, идущая от православия, состоит в толковании творчества как высокого служения людям. В. Пастернак написал об этом так:

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех,

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

У человека благодаря его разуму, есть возможность творить в той степени, в какой он умеет позиционировать новизну бытия, ценность новой жизни.

В ХХ веке интерес к творческому процессу, по мнению В.Н. Дружинина, связан с отчуждением человека от мира природы, которая подсказывает нам образы творящего, созидающего человека. Если человек не подготовлен к творчеству, он срывается в пропасть разрушения. В.Н. Дружинин подчеркивает, что главное в творческом процессе не внешняя активность, а внутренняя – акт создания образа мира. Поэтому не случайно Я.Н. Пономарев включает творческий акт в контекст интеллектуальной деятельности, где сознание и бессознательное выступают в особых отношениях:

а) на начальном этапе идет подготовка, созревание проблемы, здесь активно работает сознание;

б) следующий этап решения – сознание уступает место бессознательному.

Происходит озарение, это момент творческого процесса. Его нельзя запланировать, оно появляется внезапно;

в) на последнем этапе – бессознательное отходит на второй план, и сознание занимается отбором и проверкой правильности решения.

Выделяя признаки творческого акта, многие исследователи и сами творцы подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, то есть, сознание становится пассивным, и в бессознательном творчестве отображает себя.

Многие писатели, поэты, начиная новое произведение, не знали, как оно окончится. Все писатели хорошо знают эту неподатливость героев. А.Н. Толстой в своих воспоминаниях писал, что в самом разгаре работы он не знал, что скажет его герой через 5 минут и с удивлением смотрел на сказанные впоследствии слова.

И. Бродский как-то сказал, что пишущий стихотворение поэт испытывает, прежде всего, зависимость от стихосложения, которое является колоссальным ускорителем сознания, мышления и миросозерцания. Испытав его единожды, он не может отказаться от повторного опыта. Учитывая особые отношения сознания и бессознательного можно сделать вывод, что на определенном этапе сознание пассивно, оно воспринимает творческий продукт, бессознательное же активно порождает творческий продукт и представляет его сознанию для проверки.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих

способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта обобщил результаты исследований и создал расширенную концепцию интеллекта, выделив два типа мышления: конвергентное - необходимое для нахождения точного единственного решения задачи, и дивергентное6 - благодаря которому возникают оригинальные решения. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего7. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности8.

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории9.

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм

решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого по-тенциала человека составляют следующие способности10.

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

2. Развитие воображения.

Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

В детском творчестве воображение играет ведущую роль. В статье, посвященной особенностям воображения в детском возрасте, Л.С. Выготский обращал внимание на то, что в детстве воображение в своем развитии опережает интеллект. Для ребенка необходим эмоциональный отклик на переполняющие его впечатления жизни, и в работе воображения он находит им выражение.

Есть существенное различие между детским и взрослым творчеством, между детским и взрослым воображением. Во-первых, ребенок не стремится к результату, а получает удовольствие от самого любого творческого процесса, переживая волнующие впечатления. Во-вторых, хотя детское воображение работает бурно, оно управляется только непроизвольным вниманием11.

Каждый ребенок наделен творческими задатками (художественными, речевыми, музыкальными и т.д.) и чтобы ребенок не превратился в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста со средними творческими возможностями, необходимо способствовать развитию творческих проявлений их качественной стороны. Условием для развития творческих задатков является не только различная продуктивная деятельность, способствующая реализации творческого потенциала, но и умение целостно воспринимать богатство окружающего мира и на основе развитого воображения создавать новые чувственные и мысленные образы


Наталья Плотникова
Партнер Центра Генезис
Онтопсихолог, АртТерапевт, Нумеролог