Связь поколений и психология победы.

Почему именно эта тема и какая существует связь между теорией поколений и личными победами?

Эта тема, так или иначе, касается не только молодежи. Все мы относимся к какому-то семейному, социальному контексту. И, безусловно, относимся к какому-либо поколению. А еще каждый, в той или иной степени, стремится к познанию себя, к достижению успеха, реализации себя в обществе.

Как взросление, реализация и успех соотносятся с тем или иным социальным контекстом и вообще с поколениями? Мы формируемся, учимся, взрослеем в обществе. Мы впитываем определенную символику средовой культуры – это некие правила, нормы, установки, предрассудки, традиции и т.д. Таким образом формируется наша реальность.

Даже на наше восприятие цвета, помимо личностных характеристик и жизненного опыта влияет определенный социальный контекст.

В общем, все мы находимся в постоянном взаимодействии. Внутри нас существует фундаментальная диада БЫТИЕ-СУЩЕСТВОВАНИЕ. И это будет основой для понимания нашего единства с собой и обществом. Вся наша жизнь – это череда этих диад (отношений с…). И наш успех, успех молодого человека и молодой девушки заключается в понимании этих отношений. Ведь никакая реальность не находится вне отношений. А результатом гармоничного сосуществования в отношении – это саморазвитие и постижение собственного успеха, что в свою очередь формирует счастливое поколение людей.

Если молодой человек (девушка) хочет вырасти и достичь успеха, необходимо прийти к осознанию связи поколений, пониманию того контекста, в котором он или она формируется и растет.

На пути поиска самого себя нам придется научится понимать наших родителей, нашу семью, предков, в целом понимать разные поколения людей. Почему так сложно иногда понять другое поколение? А непонимание между поколениями существовала очень давно.

"Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна."

Гесиод (ок. 720 г. до н. э.)

Проблема «отцов и детей» интересовала и философов, и педагогов, и психологов. В 1991 году появилась «теория поколений». Познакомившись с ней, можно осознать много ситуаций, с которыми мы сталкивались в различных сферах своей жизни. Исследователи проблемы «отцов и детей» пришли к выводу о том, что конфликты поколений обусловлены не разницей в возрасте, а различием ценностей. А на формирование поколенческих ценностей влияют политические факторы, экономические факторы,

социальные или технологические факторы. Соответственно, формируются эти ценности через семью до 12-14 лет.

Например, согласно теории поколений, поколение Y - это люди, которые родились с 1984 по 2003 г.г. и у которых на первый план выходит немедленное вознаграждение.

Их кредо ― это мода. Они увлекаются модными видами спорта, но не столько для достижения «результата», сколько ради удовольствия. Также для них в развитии современных технологий нет ничего невозможного. Если сегодня чего-то еще нет, но завтра это изобретут, вырастят, построят. Для них воплощать мечты и получать задуманное в порядке вещей, и само понятие успеха наполняется для них совершенно новым, нестандартным смыслом. Можно выделить несколько основных качеств, свойственных этому поколению – это общительность, уверенность в себе, разнообразие, подчинённость, немедленное вознаграждение, ориентация на улице, гражданский долг, мораль, достижение, наивность.

Кстати, молодость – достаточно сложный период. Молодой человек (девушка) чувствует в себе огромную силу, огромный потенциал, но не хватает еще собственной истории, опыта. Может появиться критичность более старшего поколения, нетерпеливость к их нравоучениям и т.д.

Несколько слов о поколении X. Это люди, которые родились с 1964 по 1983.

Повзрослев, люди этого поколение «Х» превратились в людей, для которых главными качествами стали: постоянная готовность к переменам, расчёт только на собственные силы и собственный опыт. Еще одна особенность – это то, что они могут ограниченно делится информацией, заменяя развёрнутые объяснения — зачем что-то нужно и почему это важно делать, какие у этого есть перспективы и планы — сухим и прагматичным «Надо делать так! Ничего не знаю, чтобы было сделано!».

Их основные качества – это выбор, индивидуализм, выживание, обучение в течение всей жизни, неформальность, поиск эмоций и страха, прагматизм, надежда на себя, равноправие.

Не смотря на разницу ценностей, между поколениями есть общие принципы, которые объединяют – это семья, любовь, успех, материальное благополучие, свобода, развитие.

Как бы мы не были убеждены в своей неординарности, важности, нетерпимости к тем, кто как-то отличается от нас или не соответствует нашим ценностям – во многом мы схожи. Мы все люди, которые формируются в определенной среде, где есть традиции, правила, убеждения и т.д.

Мы впитываем это и не всегда разбираемся с тем, где есть наши убеждения, а где мы сами. Мы разделяем те или иные убеждения на добро и зло, мы начинаем осуждать общество, родителей, предков. Но наша собственная победа начинается с осознания связи поколений. Когда мы начинаем понимать и даже уважать их ценности, надежды, мотивы, то нам открывается необходимые ответы, которые касаются нашего собственного самопознания.

Каждый из нас, чтобы раскрыть собственный потенциал и прийти к понимаю психологии победы должен расти по-своему. Нам нужно прислушиваться к тому, что нам говорят наши родители, предки, учителя, педагоги и т.д. Но, в итоге, нам необходимо выбирать то, что является лучшим для нас.

А теперь хотела бы выделить важные моменты, которые необходимо осознать на пути становления молодого человека (девушки):

Осознание связи поколений - если ты не можешь познать внутреннюю суть другого, ты не можешь постичь внутреннюю истину самого себя.

Обучение. Навыки сформированные в процессе обучения дают нам различные средства для реализации нашего потенциала. Под обучением мы также можем понимать некую возможность для нашего постоянного развития. «Я открыт к получению нового опыта и познанию. Любое знание не становится догмой, а становится живым инструментом для самопознания и гармоничной реализации в мире.»

Ответственность. Это когда я внутри себя принимаю ответственность за свою жизнь и за свои поступки (будет страшновато, но друзья, это того стоит).

Стать родителем для самого себя. Когда мы сможем осознавать окружающий мир, культуру, ценности поколений и понимать традиции предков, то в какой-то момент, с уважением к нашим родителям и благодарностью к ним, надо будет стать родителем для самого себя. Это важный шаг на пути взросления и достижения успеха.

Счастливое детство – это детство, которое наполнено собственными победами. Гармоничное общество состоит из людей, которые умеют быть победителями, прежде всего внутри себя, разделяя свои победы с социальным контекстом, в котором они реализуют свой жизненный путь. Радость этих побед заключена в бытии каждого поколения.


Наталья Плотникова
Партнер Центра Генезис
Онтопсихолог, АртТерапевт, Нумеролог